В 1966-м году по окончании 11 класса я поступил на технологический факультет
Московского полиграфического института и был назначен старостой т.н.
"группы иностранцев", которая состояла из ребят из Средней Азии,
нескольких поляков и двух вьетнамцев. И тут судьба преподнесла мне подарок - я
познакомился с Володей Фазыловым из Бухары.
В первом, да пожалуй, и в начале второго семестра наши отношения были самыми
обычными. Однажды, а было это 23-го февраля 1967 года, я бродил по общежитию и
случайно зашел в его комнату. Тогда я впервые увидел Фазылова с гитарой и
услышал его игру. Разговорились о музыке. С тех пор стали чаще общаться и, в
конце концов, превратились в закадычных друзей.
Летом 1967 года образовалась группа МАРЗАНЫ. Основой послужил квартет, состоящий
из аккордеона, контрабаса, ударных и гитары. Руководителем был аккордеонист
Борис Марков, имевший за плечами незаконченное среднее музыкальное образование,
на контрабасе играл Юра Вяльцев, на ударных Автандил (Владимир) Гваджава, на
гитаре - какой-то болгарин, который, закончив обучение и уходя из института,
научил играть Володю Фазылова.
По предложению Маркова квартет был преобразован в бит-группу МАРЗАНЫ - органола,
ударные, бас-гитара и соло-гитара. Осенью того же года в состав группы вошел
Костя Постников, студент-механик, на год младше нас. Он стал играть на
ритм-гитаре. Первоначально МАРЗАНЫ были инструментальной группой в стиле
ВЕНЧЕРЗ.
В это время я еще крепче подружился с Володей Фазыловым и попросил его научить
игре на гитаре. Однажды он привел меня на репетицию МАРЗАНОВ. В то время я был
знаком со всеми участниками группы, кроме Маркова и Постникова.
Борис Марков поначалу отнесся ко мне настороженно, но потом с ним я тоже
подружился. Скоро я довольно близко познакомился с ребятами, а они, видя мой
фанатизм по отношению к бит-музыке, меня тоже зауважали. С Володей Гваджавой,
который был тогда, в принципе, джазовым ударником, и Борисом Марковым мы часто
беседовали о джазовых музыкантах. В этих разговорах я нередко упоминал Спайка
Миллигана, за что и получил прозвище "Спайк", сопровождавшее меня все
годы учебы в МПИ.
К лету 1968 года я сносно научился играть на гитаре, на это ушло примерно четыре
месяца. Отношения с МАРЗАНАМИ улучшались, я приходил на каждую репетицию и стал
уже своим среди них. Был еще один член МАРЗАНОВ - радист-звукооператор Саша
Сушко.
Володя Фазылов играл на полуакустической гитаре "Unitra" (была у него
до того "Музима" - "Этерна Де Люкс"), Борис Марков - на
отечественной органоле "Юность", Костя Постников - на безымянной
импортной акустической гитаре с кустарно приделанным блоком из двух
звукоснимателей, Володя Гваджава играл на простенькой ударной установке, а Юра
Вяльцев - на самодельной деревянной бас-гитаре со струнами от бас-балалайки.
Усилители были такие: два тридцатипятиватных "Кинапа" и один
"УМ-50". Колонки тоже были "кинаповские" - большие, серые, с
"пищалками" сверху.
МАРЗАНЫ играли на всех вечерах в институте. Начинали концерт обычно с
"Secret Agent Man" - была такая "заводная" вещь, правда в
оригинале она с вокалом. Народу всегда собирался полный актовый зал в старом
корпусе института на ул. Прянишникова, все с упоением танцевали и потихоньку
"поддавали".
Осенью 1968 года я пригласил всех МАРЗАНОВ на свой день рождения домой, что
внесло в наши отношения еще большую теплоту. Особенно близкие отношения
сложились у меня с Володей Фазыловым и Володей Гваджавой.
После репетиций в актовом зале института на ул. Прянишникова мы обычно
спускались в подвал, в буфет, и, голодные, съедали то, что там оставалось - как
правило, заветренное "яйцо под майонезом". Но это было так
вкусно!
Заходил также к ребятам в общежитие, говорили о музыке.
В 1968-1969-м годах МАРЗАНЫ стали довольно хорошо известны в Москве уже как
поющая группа. Они выступали в разных организациях, на банкетах, в кафе и, в
частности, в "Метелице" несколько раз. В "Метле" МАРЗАНАМ
предложили даже контракт, условия которого, правда, были рабскими - играть надо
было три раза в неделю с оплатой по три рубля в вечер на человека. Разумеется,
ребята отказались.
В это время меня практически считали членом группы. Нас даже узнавали в
музыкальных кругах. Помню, как-то пришли мы вдвоем с Фазыловым на какой-то
концерт и слышим:
- Вон, смотри, два парня из МАРЗАНОВ!
Было приятно. Играли МАРЗАНЫ на сборных "поп-сейшенах" вместе с
другими московскими группами, в частности, с группой СОКОЛ.
Познакомили нас как-то с Александром Градским. Подошли - сидит такой скромный,
невысокий парнишка, помладше нас.
Приходил почти на каждую репетицию к нам будущий музыкальный критик и
комментатор радиостанции "Маяк" Артур Макарьев и я с ним очень
подружился тогда. МАРЗАНЫ репетировали на сцене, а мы садились рядышком на
втором или третьем ряду полутемного актового зала, слушали музыку, покуривали и
обменивались впечатлениями. Артур курил при этом свои обычные
"Любительские" папиросы, а я - сигареты "Ява".
В начале 1969 года, если не ошибаюсь, состав группы немного изменился: ушел из
МАРЗАНОВ басист Юра Вяльцев. Ушел также радист-звукооператор Саша
Сушко.
Помню, Боря Марков как-то говорит:
- Вот бы найти нам такого радиста, чтобы любил музыку, как Спайк!
Радист нашелся отличный - Саша Гордеев. Он очень хорошо знал радиотехнику и
сразу сделал мощный ревербератор для инструментов и голоса. В те годы просто
физически не было в СССР никаких "примочек" и приходилось все делать
самим. Он сделал ревербератор из профессионального магнитофона
"Тембр". Дело в том, что этот магнитофон был оснащен раздельными
головками записи и воспроизведения, соответственно и двумя усилителями.
Переделка состояла в том, что головка воспроизведения включалась одновременно с
головкой записи, поэтому записанный звук тут же, с небольшой задержкой,
воспроизводился и снова подавался на головку записи. Регулируя время задержки,
можно было получить "эхо" с различной динамикой затухания
звука.
Частенько я просиживал вечера вместе с Сашей Гордеевым за сценой, в маленькой
комнатке - "музыкалке", слушали записи. Нам обоим очень нравилась вещь
"Wooly Bully", группы ФАРАОНЫ. Слушая органный квакающий
аккомпанемент, мы удовлетворённо переглядывались.
Басиста нашел и привел я. Как-то познакомился в коридоре института на почве
музыки с Сашей Булычевым. Разговорились - я узнал, что он играет на рояле и
может на басу. Тогда посоветовал ему подойти к Маркову и поговорить. Так Саша
стал членом группы. Он обладал великолепной техникой игры на бас-гитаре - играл
только пальцами, не употребляя медиатора. Я до сих пор считаю, что это самая
красивая манера игры на басу! К тому же он был неустанным импровизатором и
неплохим композитором. В дальнейшем он обзавелся и новой гитарой.
Благодаря большой практике, МАРЗАНЫ стали играть профессионально. Голоса были
тоже отличными. Репертуар состоял, в основном, из песен БИТЛЗ и РОЛЛИНГ СТОУНЗ,
как с оригинальным текстом, так и в переводе, инструментальных композиций в
стиле ВЕНЧЕРЗ, рок-н-роллов, переложений классических произведений, популярных
отечественных песен и романсов. Мне очень нравились переложения 1-го концерта
Чайковского и "Полет шмеля" Римского-Корсакова.
Костя Постников (к великому сожалению, уже покойный) как-то прослушал
магнитофонную запись своего пения (он исполнил вещь "Wilde
Thing"):
- "Неужели я так ору?" - удивился он.
А орал Костя здорово - почти как Пол Маккартни в некоторых "забойных"
вещах! А еще он для песен некоторых исполнителей писал авторизованные
переводы:
"Yesterday" (BEATLES)
Я вчера,
Так легко было играть в любовь,
А сегодня одинок я вновь,
Ведь я живу вчерашним днем!
Я вчера,
Половиною твоею стал,
Что и как вчера не замечал,
И я живу вчерашним днем!
Что-то здесь не так,
Телом юным я не сыт.
Может, я дурак -
Над рассудком тень виси-и-и-ит.
Я вчера,
Так легко было играть в любовь,
А сегодня одинок я вновь,
Ведь я живу вчерашним днем ...
Костя Постников был прирожденным ритм-гитаристом и отличным певцом. Володя
Фазылов обладал не только хорошей техникой игры на гитаре, но и пел отлично.
Здорово у него получались песни БИТЛЗ 65-го года "I`ve just seen a
face", "Run for your life", песня 68-го года "Hey,
Jude", а также "Sunny" - дуэта SONNY AND CHER.
Когда занятия у нас проходили в филиале института на Садово-Спасской улице, я
часто встречался с Володей Фазыловым на остановке троллейбуса у метро
"Курская", доезжали до места, и, идя к зданию, распевали "на
голоса" любимые песни. Помню, пели на два голоса нравившуюся нам тогда вещь
группы THE CREAM - "I Feel Free".
Летом 1969 года МАРЗАНЫ поехали играть в Пицунду, где жил Володя Гваджава. Костю
Постникова не пустил из-за "хвостов" декан, а я подъехал несколько
позже. Играли ребята в Лидзаве, в маленьком стеклянном кафе, у знакомых Володи.
Когда спадала жара, и с моря начинал дуть легкий бриз - расставляли аппаратуру,
а повара кафе приступали к приготовлению ужина "для друзей". Потом
ребята играли, а после игры хозяева сдвигали несколько столов, приносили большую
плоскую сковороду с поджаренным с томатным соусом мясом ("чахохбили из
говядины"), на стол ставился мягкий белый хлеб "ача", клали много
зелени и расставлялись бутылки с прохладным вином "Саэро" и
"Псоу". Когда бутылки опорожнялись, приносились новые - сколько
потребуется.
Вокруг стола садились старики, гости, поднимался тамада и произносились
тосты.
Иногда присаживался за соседний столик пьянчужка Бунаков, местная
достопримечательность, и, паралитически двигая рукой у подбородка, бубнил: -
"Хочу стакан вина!".
Возвращались обычно домой пешком, поздно ночью. Шли не по прибрежному шоссе, а
через центр города, мимо знаменитого храма. Луна светила, обдувал приятный
ветерок, и было очень красиво!
Однажды нас повез домой на автобусе шофер, который "пировал" вместе с
нами. Причем кавказские водители обладают одним свойством: чем более сильно
петляет в горах дорога, тем с большей скоростью они едут! На этот раз все
кончилось благополучно - шофер заснул прямо за рулем, кто-то вынул из замка
зажигания ключ и выкинул его в окно, а мы пошли пешком.
Еще до моего приезда в Пицунду у ребят были три подружки - отдыхавшие там
солистки ансамбля русского народного танца БЕРЕЗКА. Их звали Фира, Мира и Рива.
Я так понимаю, что "Мира" - это была Мира Кольцова, впоследствии
руководитель ансамбля.
Если не ошибаюсь, с осени 1969-го года впервые стали транслировать по
телевидению Сопотский песенный фестиваль. В ближайшие годы это было, пожалуй,
единственным окном в мир хотя и социалистической, но все же поп-музыки! Потому
что тогда в наших телепередачах кроме Карела Готта, Хелены Вондрачковой, да
пожалуй, несколько позже Лили Ивановой, никого и не было!
На этом фестивале всех привел в восторг какой-то пакистанский певец, исполнивший
хороший "рок" в стиле Литтл Ричарда, что-то про "маленький пиджак
и маленькие джинсы". Вслед за ним выступала наша Галина Ненашева - публика
ее не восприняла вообще! Между прочим, и по сию пору Россия продолжает посылать
на европейские песенные конкурсы исполнителей с такими вещами, которые заведомо
не получат призовых мест (если вообще на них кто-то обратит внимание!). Это как
раз тот случай, когда надо подстраиваться под общий уровень исполнения, а не
пытаться отстаивать "свой особый путь"!
Когда МАРЗАНЫ выступали в Пицунде, услышал и по достоинству оценил Фазылова
известный музыкант, контрабасист Адольф Сатановский. Вернувшись в Москву, он
рассказал о нем композитору и дирижеру Вадиму Людвиковскому, в биг-бэнде
которого работал в те годы, а тот в дальнейшем сосватал Володю в ансамбль
ВЕСЕЛЫЕ РЕБЯТА.
Осенью 1969 года Володя Фазылов сильно заболел и я пару раз понемножку подменял
его на вечерах. Отчислили из института за какой-то проступок и Костю Постникова.
В это время я только-только стал выходить на сцену, но, к сожалению, весной 1970
года МАРЗАНЫ распались.
Юридически стопроцентным МАРЗАНОМ я, пожалуй, не успел побывать - только верный
спутник и вечный "запасной гитарист". С другой стороны, однажды Володя
Фазылов, переговорив с Борисом Марковым, подошел ко мне и сказал:
- "Поздравляю, МАРЗАН, ты принят!".
У меня тогда не было своей электрогитары. А без нее я репетировать в группе не
мог. Очень хотелось "доску", но купить ее без знакомств было
невозможно, да и стоили такие гитары больших денег.
В марте 1970 года я все же купил с помощью Володи Фазылова акустическую
болгарскую гитару "Орфей" со звукоснимателем. Пришлось простоять
несколько часов на холоде у музыкального магазина на Петровке, пока он ходил к
"барыге". Гитара, как потом оказалось, была бракованная, с
перекошенным грифом, но я от радости тогда этого не заметил. Главное, что
присутствовал ЗВУКОСНИМАТЕЛЬ! Конечно, мечтал о "доске", но денег было
мало.
Володя Гваджава добыл мне для новой гитары комплект отличных полированных струн
"Atlantis".
Фазылов пришел в ВЕСЕЛЫЕ РЕБЯТА либо в конце 1969, либо в начале 1970 года. Во
всяком случае, в 1970-м году он уже активно участвовал в концертной и
гастрольной деятельности ВЕСЕЛЫХ РЕБЯТ. Насчет сотрудничества Володи с МАРЗАНАМИ
в этот период уже не помню, фактически группы уже не было. Ритм-гитарист
Константин Постников к этому времени был отчислен из института, басист Александр
Булычев заканчивал обучение и готовился к защите. Весной была поставлена точка
"де-юре".
При встречах Володя Фазылов с воодушевлением рассказывал о своей работе в
ВЕСЕЛЫХ РЕБЯТАХ, говорил об инструментах, о гастролях. Было ощущение, что он
очень доволен.
В ВЕСЕЛЫХ РЕБЯТАХ Фазылова определили солистом. Причем сразу изменился репертуар
ВЕСЕЛЫХ РЕБЯТ: Володя принес в ансамбль интерес к песням БИТЛЗ, которые пел в
МАРЗАНАХ - например, "Drive My Car". Записал Володя и песни, ранее
исполнявшиеся им в институте - "Портрет работы Пабло Пикассо" и
"Взявшись за руки". Правда, в МАРЗАНАХ он пел другую версию этой песни
- "В белом платье, с пояском" (Я потом на этой песне у девушек лет
десять дивиденды зарабатывал! - А.Б.)
В белом платье с пояском,
Я запомнил облик твой,
По обрыву босиком
Бегали мы с тобой!
Разве напрасно, любовь была,
Разве напрасно, луна плыла,
Разве встречались с тобой мы зря?
Нет, все забыть нельзя!
Все прошло, ты не моя,
И на берег не придешь,
Молча моет тополя
Горький, как слезы, дождь!
Перед глазами, твои черты,
Счастье вернется, вернись и ты,
Руку, как прежде, тебе даю -
Помни любовь мою!
Верю, все забыть нельзя,
Дни любви ушли давно,
Моросит холодный дождь,
Ветер стучит в окно!
Разве напрасно, любовь была,
Разве напрасно, луна плыла,
Разве встречались с тобой мы зря?
Нет, все забыть нельзя!
Верю, все забыть нельзя,
Знаю то, что ты придешь.
Молча моет тополя
Горький, как слезы, дождь!
Как попали в репертуар МАРЗАНОВ песни "Портрет работы Пабло Пикассо" и
"В белом платье с пояском" ("Взявшись за руки"), - не знаю.
Ведь у МАРЗАНОВ, кроме "публичной жизни" была часть, скрытая от меня.
Половина МАРЗАНОВ второго состава, кроме москвичей Кости Постникова и Саши
Булычева были иногородние, и, соответственно, жили в общежитии института.
Возможно, свои музыкальные идеи ребята брали в студенческой среде или на
концертах, где выступали. Аранжировки делал, думаю, руководитель, клавишник
Борис Марков (меня ведь тогда это не особенно интересовало). Уверен, что и все
остальные вкладывали свою лепту в это дело - музыка творчество
коллективное!
Надо сказать, что перечисленные песни исполнялись ВЕСЕЛЫМИ РЕБЯТАМИ в совершенно
другой аранжировке. Разумеется, мне, как патриоту МАРЗАНОВ, они нравятся меньше.
Исполнительская манера МАРЗАНОВ была приближена к западной - мощный звук, яркое
соло, насыщенный вокал, - как сейчас говорят, "с хорошим драйвом". А
практически все "официальные" ВИА этого периода (увы, и ВЕСЕЛЫЕ РЕБЯТА
тоже!) ярким исполнением не радовали. - Министерство культуры "не
рекомендовало".
Думаю, что в связи с этим вокальные возможности Володи не использовались в
ВЕСЕЛЫХ РЕБЯТАХ и наполовину. С одной стороны, причина была идеологическая, и не
зависела от руководства ансамбля. В то время Министерство культуры держало
музыкантов, и, в особенности, эстрадных исполнителей, в "ежовых
рукавицах". Прессинг чиновников от идеологии принуждал музыкантов
"играть по их правилам". Вокал заставляли приглушать, гитарное соло -
сводить к невразумительному пиликанью на тонких струнах, партия бас-гитары
неизбежно лишалась красоты и раскатистости и сводилась к тихим щелчкам. Главное,
чтобы исполнение не было похоже на "идеологически вредные" западные
образцы!
С другой стороны - почему-то Володю Фазылова определили в "лирики", а
это не совсем его амплуа. У Володи голос сильный, мажорный, мощный, чем-то
неуловимо схожий с голосом Джона Леннона в энергичных песнях. А все вещи,
записанные им в ВЕСЕЛЫХ РЕБЯТАХ, Володя поет практически "вполголоса",
да еще с каким-то трагическим оттенком!
Для выступлений в составе ВЕСЕЛЫХ РЕБЯТ ему потребовался сценический костюм.
Володя заказал себе у хорошего портного серый однобортный приталенный костюм с
пуговицами, обтянутыми материей. Пиджак со шлицей сзади, выше которой две
пуговки, брюки с хорошим "клёшем". Потом привел меня к этому портному,
и я сшил себе такой же костюм.
До окончания института и около года потом Фазылов пел в ВЕСЕЛЫХ РЕБЯТАХ и
совершил в их составе несколько гастролей. Он покинул ансамбль по причине
необходимости ехать домой, в Бухару, для работы по специальности.
Володя ведь учился в МПИ по "целевому набору", и обязан был вернуться
на родину.
О своей работе в ВЕСЕЛЫХ РЕБЯТАХ и о музыкантах ансамбля Володя в тот период мне
рассказывал мало - да мы почти и не виделись. Оба готовились к защите дипломных
работ (я - дома, он - в общежитии, плюс его концертная деятельность), а с лета
1971 года я с ним уже ни разу не встречался.
Володя Фазылов и МАРЗАНЫ оставили глубокий след в моей жизни!
В отношениях с окружающими он был открытым, общительным человеком, спокойным,
хорошо воспитанным, неконфликтным. Надо сказать, что вообще все МАРЗАНЫ
отличались легким характером, за исключением, пожалуй, Бориса Маркова. Он был
достаточно волевым и жёстким - но, наверно, таким и должен быть
руководитель!
|