Эта запись (четвертая по счету "официальная") - всем о том же. Только
с другой точки зрения. "Ноябрь" был отстраненным, почти бесстрастным
взглядом на умирающий мир, бесконечно чужой (чуждый) и далекий, но другого не
дано, и теплые нотки жалости и нежности оживляют безрадостный пейзаж. Теперь -
медленно угасаюшее солнце агонизирует внутри, и это уже не светло, и не красиво,
и не как-нибудь еще - это просто больно.
"Вдруг оказалось, что все понарошку", совсем не так, как было
когда-то; умирая, мир показывает свое истинное лицо, и вот уже под серым
ватничком, в котором трогательный колобок разгребал снег, скалятся волчьи морды.
Заглавная песня - центральная на альбоме (о "Вере" разговор отдельный)
- апофеоз безысходности, когда и "я не я", и жизнь - не жизнь, и до
немилой-неизбежной (смерти?) вроде бы рукой подать, ан нет - не судьба. Пустота
внутри, пустота снаружи, но человек, граница между тем миром и этим, все еще
дергается, функционирует, и, собирая остатки сил, пытается остаться
живым.
Но бьется деревянное сердце,
Гонит венами пустоту,
А что жизнь - беспонтовка,
а Бог - лишь листовка,
Объясняй моему кресту
("Тум-балалайка")
Барабаны Олега Куковича придают плотность и напряженность и без того не слишком
расслабленному рэггей, содрогаясь в аритмии отчаянья на одном дыхании - и по
настроению, и по состоянию - сыгранной-спетой первой стороны (хотя автор и
твердит о "вымученности" альбома, на конечный продукт, и, как
результат, - на восприятие это не влияет); даже cover'ы народных песен,
сделанные так, как, наверное, они и должны звучать - без сарафанов-балалаек,
просто и пронзительно, фатально вписываются в гибельный перестук колес идущего
под откос поезда. Беда, гуляющая босиком по Московскому шоссе, любовь,
болезненная, вывернутая наизнанку: "а мне с тобою повезло - мы сегодня не
вдвоем", красная девка "вся в бубенцах" - всё та же Смерть, чей
образ назойливо появляется чуть ли не в каждой песне, и везде она до боли
знакомая и... родная?
Вторая сторона открывается жутковатым камланием - "Милая моя" -
заупокойной по Любви то ли к реальной, земной женщине, то ли к некоему образу,
растворившемуся в серых снегах "хмурого зимнего дня"; впрочем, не всё
ли равно, к кому - главное, что "дальше нет судьбы", но дальше -
"Вера", дивная вещь, дающая надежду не на спасение ("Вера
спасает, следовательно, она лжёт" - Ницше, а кто считает, что он фашист,
тот ничего не понял в этой жизни), но - на возрождение Мира в новом качестве,
может быть, даже светлого и сияющего, не знающего боли, страха и
ненависти...
Только без нас.
А "мы" остаемся здесь, примерять на себя скоморошьи колпаки и
складывать лестницу в небо из своих и чужих костей - "Всё идёт вверх"
- ступенька за ступенькой, строчка за строчкой, песня за песней...
С.С.
P.S. Как-то раз в кулуарах я услышала вопрос типа: "А почему на обложке не
указаны авторы песни "Всё идёт вверх?" Не уверена, что это
принципиально, но всё же возьму на себя наглость ответить на сие вместо Я-Хи.
Итак, по порядку: Олди, Силя, Сергей Аристов, СашБаш, БГ, Летов, Борис Смоляк,
Янка, Ермен Анти, Умка, Чистяков (Славка), АУКЦЫОН, Света Чапурина, Ромыч
Неумоев, Чистяков (Фёдор). Вроде всё.
|