Если кто не знает, Славка Чистяков - из городка Конаково, что где-то между
Москвой и Тверью - это такой человек, который пишет песни. Не
"музыкант", не "поэт" - просто человек, который пишет песни.
Очень хорошие песни. И, может быть, чуть больше, чем песни.
Сбудется ли это - нет,
Кончится ли это - нет,
Только лишь два слова - нет,
А я пою о том, что - да...
"Бронекартон" - запись, сделанная Я-Хой на квартирнике 2 октября -
своеобразный "The best" написанного Славкой за 6 - 7 лет, в которые
вошли служба в армии, игра во множестве конаковских групп и ещё много
всякого-разного - интересного и не очень. Хроника взросления - переход от первых
шести песен - рваных, бардачных и удивительных, в которых куча образов,
вываленных как попало, обрамлена чуть ли не первым попавшимся набором аккордов,
но - близость к Башлачёву (по плотности информации на единицу текста и музыки,
по образности, совсем другой, нежели у Баша, не хуже, нет, не хуже, но -
другой, помноженной уже не на боль-любовь-жалость к миру, а на сам этот
мир - ведь то, что ЛЮБИШЬ, стараешься вместить в себя, не так ли?), некогда
растерянно продекларированная КБ в "ЭНске", не кажется мне притянутой
за уши. До стройных... нет, не так - практически идеально ВЫСТРОЕННЫХ вещей с
раз и навсегда запоминающейся мелодикой и потенциалом хитов гораздо более чем
местного значения - "Инфузория", "Трамплин",
"Солдат", "Ничего", "Весна", "За То,
Что...", "Радоваца"...
Если говорить о Славкином творчестве ВООБЩЕ, то первое, что я хочу отметить -
это его БЕЗУСЛОВНУЮ самобытность (самое бытие?). Я долго думала, с кем бы
его можно было сравнить (единственное, что пришло в голову - это то, что голос у
Славки напоминает одновременно Высоцкого, Башлачёва и Чернецкого - вы
представляете?), да так и не придумала - ни один из ныне живущих или уже
отбывших в мир иной творцов не оставил своего ощутимого следа на этой кассете,
если только Летов - чуть-чуть-чуть - в рефрене "За то, что померещилось
кому-то из наших". Ага, ещё "солдатская" тема! Нет, чур меня,
чур, это всё - фигня. Хотя бы потому, что Летов не служил в армии, а Славка -
служил.
Каждому поколению - свои рок-герои? Славка вполне мог бы быть одним из них. Вот
только было бы поколение...
Не меня ли это ищут вдали,
Не огня ли это надо тебе?
Нет, не сердце распустилось в пыли,
Да и дверцу не открыл я судьбе.
И чья это слава затмила мне солнце,
И чьё это право - взрывать моё сердце?
И, где бы я ни был, я слова и снова
Хочу только знать, что со мной остаётся...
Славка абсолютно самовольно обращается со словами, но это своеволие первотворца.
Он создаёт свой язык, не согласуясь ни с какими правилами и канонами формальной
лингвистики. И это не вызывает внутреннего протеста - эти события,
описанные этим языком, до боли (до крика - то ли восторга, то ли отчаянья
- ведь где-то там полюса неизбежно сходятся) достоверны. "Свежая песенка
попахивает чудом" - разве это не главное (или единственно возможное)
удивлённое признание себя как творца? Уже отсюда - всё остальное: не полудетские
попытки заглянуть за грань всего-всего-всего, а БЫТИЕ-ЗА-этой-ГРАНЬЮ. И воздух
ОТТУДА, прорываясь сквозь заслоны нашего неверия (чудесам неведомо, что их не
бывает), прорываясь - болезненно и радостно, горько и свободно, даёт силу не
только жить, но и "радоваться жизни", и любить жизнь, и любить смерть,
как бы пафосно это не звучало. Солдат пойдёт в атаку, даже если он остался один
из целой роты. Даже если он последний - из целой армии. Даже если надежды на
победу - нет.
Потому что там, где кончается надежда, начинается весна.
С.С.
|