Ермен Анти, а вместе с ним и АДАПТАЦИЯ, сделали ещё один шаг по бесконечной
дороге домой.
Пожалуй, это самая техничная запись АДАПТАЦИИ, по крайней мере из тех, которые
я слышал. Думается, я не погрешу против истины, переврав известную ложь:
"Это звучит так, как если бы в Stooges пел не Игги Поп, а Ермен Анти".
Где-то так, но с естественной поправкой на Российский мелос. Плюс — Ермен очень
классный мелодист — любая из песен "На нелегальном положении" —
наглядное подтверждение тому. Учитывая, что постоянного состава у Ермена нет и
каждый раз под запись или концерты рекрутируются новые люди, думается, можно
сказать, что в отличие, скажем, от московского панк-формейшена, актюбинцы не
опускаются до банальной музыкальной лажи и неумения играть, прикрываемых обычно
тем, что вот, мол, "панк" и "концепт". Звук слитный,
плотный, КРЕПКИЙ. Ритм-секция работает настолько слаженно и чётко, что порой
забываешь, что она вообще существует, гитара плетёт тяжёлую скупую вязь - и на
фоне всего этого - саднящий, захлёбывающийся Ерменов голос буквально
выворачивает твою душу наизнанку. По-другому не сказать.
Всё было бы совсем зашибись, если бы не одно маленькое но. На обложке не
случайно указаны две даты: 98-й — год записи и 95-й - год написания большей
части песен, вошедших в альбом. И это настораживает, если вспомнить, что и
"Колесо истории", и "Запахи детства" тоже содержали
материал, скажем так, архивный. Спору нет, песни в них классные, но то, что
Ермен делает сейчас (если можно считать те песни, которые он пел в мае этого
года в Москве на "Фестивале Фестивалей" новыми) кажется мне несколько
более глубоким и страшным, и очень не хочется думать, что эту программу мы
услышим в полном электричестве (а в моём понимании Ермен (как, впрочем, и Летов)
человек ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ, хотя оба вполне убедительны и в акустике) ещё в ЭТОМ веке
(хотя я, в общем-то, довольно хорошо представляю себе проблемы, которые
приходится решать Ермену, чтобы мы могли слушать всё это).
А может быть просто безысходность - она вовсе не защищает - ни от дурной молвы,
ни от прямого ножа, а только виснет на плечах неподъёмною ношею, и ОСТАВАТЬСЯ
ЖИВЫМ с каждым днём всё труднее и труднее - вот и идут в ход старые полудетские
заклинания. "Панки, хой!"... И (может быть, я ошибаюсь) атмосфера
тотальной невостребованности играет во всём этом далеко не последнюю роль:
музыка Ермена не из тех, которые можно медитативно бурчать себе под нос и быть
этим вполне довольным — она предполагает слушателей, а считать аудиторией
доморощенных экстремалов, слушающих десятые перезаписи АДАПТАЦИИ, можно лишь с
очень большой натяжкой. С другой стороны, я никогда не пожелаю Ермену стадионной
славы ГРОБ'а — просто потому, что должен же хоть кто-то остаться чистым - и при
этом не ценой собственной жизни (я помню, один маститый критик писал как-то, что
сказать "поэт Башлачёв упал-убился из окна" мог ТОЛЬКО Егор. А вот я
скажу, что спеть "Догоревшим солнышком вниз на землю ёбнулся / человек по
имени Саня Башлачёв" - у Ермена было никак не меньше прав. Если не больше,
потому что Ермен, по моему глубокому убеждению - честнее). И как разрешить это
противоречие - я не знаю, и это очень грустно.
Но это грустно мне, а Ермен — Ермен сделал очередной шаг по дороге Домой - туда,
где рождается Боль.
Я-Ха, 15.12.98
|