Когда Башлачёв умер - через год, в феврале был концерт его памяти в ДК
Пищевиков, и я помню, мне безумно понравилась девица, я только и запомнила, что
эти великолепные волосы, и вот это: "Дом горит...", а там ведь даже
не объявляли - кто, что, только потом, когда Серёжа Фирсов появился, я уже
узнала, что эта девица, которую я полгода назад видела - Янка. И вообще, как
появился Фирсов? Я хочу сказать, это очень важно, что всё для меня шло от
Башлачёва. Саша Башлачёв для меня - ну, не мерило, так говорить нельзя, но как
люди относятся к нему - так и я уже потом к этим людям отношусь, даже не зная,
что они делают. И вот в марте 89-го года, когда Егору Башлачёву было полгода, я
была в Москве, встречалась с Настей, и спросила её - у кого можно достать все
записи Саши - тогда ведь не было ничего - ну и она дала мне телефон Фирсова. Мы
созвонились, и он мне стал записывать Сашины песни. И как-то один раз Сергей
мне говорит: "Лена, послушайте, вот Янка такая есть..." - у него уже
была эта кассета, с её фотографией - самопальная, конечно, это май 89-го. И
первое, что я услышала там - ну, мат я нормально воспринимаю, Летова я
уже чуть-чуть знала, но эта вот её строчка - "и на матрасе позапрошлые
руки" - это у меня сразу в сознание врезалось, я поняла, что это высокого
ранга "женская поэзия", если её можно так делить, и что это очень
высокий ранг. Это вот тогда я впервые услышала.
Потом, где-то месяца через два, в мае, Лосева устраивала квартирник Ревякина -
здесь, у нас - ну, я с ним уже была знакома, потому что видела на похоронах
Сашиных, и от Лосевой знала, что такое Ревякин, КАЛИНОВ МОСТ ранний уже слышала
- и тогда был фотограф этот, который ту знаменитую фотографию сделал, где Летов
стоит за колючей проволокой - Кудрявцев. И вот мы сидели на кухне и он говорит:
"Лена, вот вы Володе скажите, что приезжает ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА - у вас
ведь можно будет остановиться?" - а он сам тогда жил в Дачном и с
родителями, а я летом обычно с детьми на даче всегда, у нас дача недалеко от
Китайского дворца, а я там экскурсоводом работаю - и квартира практически
свободная. Я говорю.- "Ну, естественно", Володька говорит: "А
мне-то чего? Я всё равно ухожу на работу, ключи я им дам" - тогда вообще
ни у кого никаких мыслей ведь не было по поводу того, что вот, люди совершенно
незнакомые... И Фирсов меня тогда попросил Янку встретить у метро "Канал
Грибоедова" - вот тогда я её впервые и увидела - не считая того концерта в
Пищевиках. Вот так вот мы познакомились, и стала она здесь жить - и довольно
скоро был квартирник, там только знакомые были, небольшой такой, без денег,
конечно. У нас все квартирники в большой комнате проходили, и музыканты в такой
нише, в алькове на сундуке сидели, а Янка почему-то прямо в центре.
Пела она тогда фактически всю эту свою программу акустическую, минут на
пятьдесят, ну, то, что на "Домой!" записано. Ещё запомнилось - там
был один парень знакомый, Максим такой, он тогда довольно часто мелькал, и он
говорит: "Лена, вот дай Бог, чтобы она была жива" - я тогда не
поняла: молодая, талантливая девушка - при чём здесь смерть? - а потом он мне
как-то рассказал, что в Москве, на какой-то тусовке, Янка ему буквально жизнь
спасла, когда он то ли солутану слишком много выпил, то ли ещё чего...
Потом помню, что как-то мы с Янкой сидели на кухне, она рассказывала, что когда
у нее мама умерла от рака - и это было для неё такое ГОРЕ, такая трагедия, и я
спрашивала, а как у неё по отношению к Христианству - она сразу:
"Ой-ой-ой, вот приедет Егор, он такой умный, он так много книг читает, и
вообще, он всё знает..." — то есть, Христианство для неё было не то чтобы
табу, а всё-таки такое влияние Егоровское - как он, так и...
Потом, я как-то раз с дачи приехала, и мы с ней сидели - она рассказывала о
Башлачёве, как они познакомились - это было на Новый год - я могу спутать - или
84-й, или 85-й - когда он был там, в Новосибирске, это просто была компания
какая-то и она там была, и она говорит, что вот, он сидел такой грустный,
совершенно один, что он так вот сидел, как маленькая съёжившаяся крыса,
и так его жалко, и песни эти его - до слёз, и что он, вроде бы, ей сказал:
"Ты дальше продолжай" — такое вот что-то. Ну, а теперь это уже общим
местом стало, что она - адекват Башлачёва, а для себя - я просто всегда знала,
что эти люди безумно любят Башлачёва, что он им близок духовно, то есть это
тоже была такая лакмусовая бумажка в подсознании, что ли... А у Янки, конечно,
колоссальный дар, потому что её, так же, как и Сашу, можно слушать сколько
угодно, через какие угодно промежутки времени - и всегда это будет -
настоящее...
А потом появился как-то быстро и Летов, и они здесь стали жить. Я ещё, помню,
им говорила: "Девочки, Володя всё-таки сутки работает – трое дома, так что
вы, когда его нет - зачем вам с мужиками в одной комнате спать, спите здесь
отдельно, с Аней-то" - они говорят: "А зачем нам? Нам вообще никакой
разницы нет, мы уже и забыли, что такое пол..." Вот так они и жили здесь
где-то около месяца. Я им говорила: "Ну чего вы здесь сидите? Приезжайте в
Китайский дворец, я вас бесплатно проведу по музею" - так ведь нет, и не
потому, чтобы они этого всего не принимали, просто, наверное, стеснялись.
Володя Филаретов с ними общался по вечерам, в основном - он всё говорил:
quot;Вот что меня в твоём Летове раздражает и не нравится больше всего - в
песнях мат-перемат - и хоть бы один раз, когда они просто едят или ещё чего,
матюгнулся бы! Ничего подобного" - и я не могy сказать, чтобы он, там,
Володю стеснялся, просто это такие мальчики тогда были — по сто раз на дню
носки себе стирают, в душе сидят... А Володька - насколько он не любил всю эту
мужскую компанию — настолько хорошо к Янке относился, она его всегда Вовкой
звала, по-дружески. Он мне как-то рассказывал, как один раз они все ушли
куда-то, а её оставили одну, и вот она всё звонила к ним туда, а города не
знает, никак ей туда было одной не добраться - и, конечно, вовсе не из-за того,
что ей так с ними там выпить хотелось - она просто безумно переживала, потому
что она - я не знаю, я не хочу ни в чём копаться, и никаких даже намёков
никогда не было, что у них с Летовым что-то, но вот так...
Потом как-то Фирсов мне записал всё-таки этот её альбом, акустику эту - она всё
говорила: "Ой! Он такой ужасный, это так стыдно, это такая хуйня" -
чтобы я не слушала - ну, как обычно, как любой человек творческий, ему всегда
не нравится то, что делается. Потом, конечно, были все эти её кассеты -
электричество, "Домой!", "Ангедония", но я всё равно
акустику больше люблю. Фирсов их всё тогда во Францию звал, всё мне говорил:
"Я не понимаю, чего они - им уже и приглашение пришло, и всё...", и я
помню такую её фразу: "Конечно, хотелось бы туда поехать, потому что
просто хочется посмотреть, как люди ходят по улице - и как они улыбаются"
— чисто так вот, по-детски.
Был такой эпизод, мы с ней пошли в магазин, а у неё вечером должен был быть
квартирник, и она всё спрашивала: "Вот, Лена, мне мыться или не мыться?
Может, мне всё-таки не мыться?"
Я говорю: "Волосы хоть и нормальные, но ты всё-таки вымойся, а то всё
время в этих свитерах, в такой вот шкуре" - я не помню, я её как-то видела
в юбке, в такой хипповской, длинной, а так — постоянно штаны и эти вот толстые
шерстяные свитера - она и на всех фотографиях так. Да и, кстати, хороших
фотографий её очень мало, как-то странно, она ведь красивая была, такие волосы
шикарные, кожа, рот красивый. Потом был ещё один квартирник - вместе с Егором,
когда здесь было очень много людей, в августе 90-го года, а последний был в
ноябре - они в октябре-ноябре ещё в Питере появлялись - как раз тогда Аня в
первый раз замуж собиралась, за Валеру Рожкова. Народу на Янкины квартирники
приходило всё-таки поменьше, чем на Летовские, там-то просто напишет кто-нибудь
"Кирпичный переулок, дом 6" - во дворе Рок-Клуба - и идёт целая
толпа, такой сплошной чёрной лентой. Тот сакраментальный квартирник, 30 aвгycтa
90-го года, когда я думала, что будет человек 80, ну 100 - а пришло почти
двести, и они всё идут и идут. Летов говорит: "Лена, может, их не
пускать?" Я говорю: "А куда их не пускать? Если их не пускать - они
же всё сметут". И вот они все здесь сидели, вплотную друг к дружке, в
своих куртках, жара была безумная, влажность была такая, что у нас часы
остановились и замолчали навсегда - их потом реставрировать пришлось, а я ещё,
как дура, говорю: "Ребята, а чего вы в ботинках? Вы бы в носках
проходили" - ни один не разделся, потому что понятно, им вообще лучше ноги
не разувать, по причине того, что там есть носки или нет носков - и всего
остального. А Летов мне говорит: "Странно, всегда, когда я здесь играю -
очень глухо получается" - я говорю: "Ты бы ещё больше собрал сюда
народа — тогда звук был бы ещё лучше..." Ну, он отпел, всё нормально - и
вдруг звонок, и мне Ленка Рейзентул говорит: "Там милиция!" Входят.
Двое встают по обе стороны двери - и наш участковый входит. Концерта-то нет,
всё уже кончилось, какая-то часть публики уже свалила, а им позвонили и сказали
— "притон наркоманов" - потому что кто-то на кухне сидел, свесивши
ножки - соседи вызвали - и эти приехали на "козле". И я тогда
нашлась, что сказать - показываю на портрет Саши Башлачёва, говорю: "Вот,
очень талантливый человек, погиб, и негде никак в память о нем собраться,
площадок не дают, и вот, мы вот здесь собрались..." Участковый мне
говорит: "Елена Александровна, а вы не боитесь, что вас, скажем,
обворуют?" Я говорю: "Нет, мы об этом вообще как-то не думали, здесь
все люди очень хорошие, я вот вас сейчас познакомлю с очень интересным
человеком, он очень умный, интеллигентный, живёт в Омске" - ну и входит
Летов, а-ля - ну, не князь Мышкин, конечно, но тоже типа того. Они сказали
"извините" и ушли. Не стали никакую траву искать, никакие документы
проверять — ничего.
Это вот был последний раз, когда я Янку видела - в ноябре 90-го. А про её
смерть я как узнала - это был понедельник, после 9-го мая, звонит мне Машнин и
говорит: "Лена, ты знаешь, говорят, Янка повесилась, а мы-то как раз туда
собирались, она так плохо себя чувствовала, никого к себе не пускала, ни с кем
не общалась" - и я, дура - у меня был её адрес, я ей писала письмо туда,
просила какие-нибудь тексты прислать потому, что концерты здесь были -
акустика-то понятно какая, записи тоже качества относительного, половину слов
не разобрать - и она мне, кстати, так и не ответила тогда, потом приехала и
сказала: "Лена, прости, я не умею письма писать" - и вот я тогда
дала телеграмму в Новосибирск, типа там "Скорбим, помним" - что-то
такое, какую-то такую чушь, а потом мне говорят, что она просто пропала, и что
ещё ищут тело - это вот такой на мне грех перед родителями её...
Я помню, я Летову позвонила 3 июня 91-го, Володька тогда лежал в больнице, я
позвонила и сказала: "Вот, Егор, ты знаешь, Володя в больнице, операция
была уже" — он говорит: "Да, я знаю", а потом как-то очень резко
— я его и не спрашивала-то ни о чём - "А про Янку я ничего не буду
рассказывать!"
9.11.98, СПб
Рисунки: "Первый кот" - Катя Филаретова, остальное - Янка.
|