JIMMY PAGE "Outrider" (Geffen) ВОЗРОЖДЕНИЕ?
(не путать с "Возрождение" Л. И. Брежнев, Политиздат, М.)
Что-то в последнее время динозавры рока не слишком радуют своих поклонников...
Золотым яичкам, коими неслись пресловутые ящеры в блеске своего величия, ныне
пришли на смену радужные мыльные пузыри, такие красивые внешне, но... увы,
наполненные всего лишь воздухом (конкурентную продукцию мэтров я не называю,
опасаясь бурной ответной реакции их верных болельщиков, от которой в эпоху
гласности не спасет и псевдоним).
Тем более приятным исключением явился альбом Джимми ПэЙджа "Outrider".
Рокеры со стажем, из того поколения, что уже знало о существовании других групп
кроме БИТЛЗ, но ещё не ведало о маячившем на горизонте ДИСКО (см. песню "Я
- меломан" группы АЛИСА р 1985) и т.п., как я полагаю, с превеликим
удовольствием вспомнят годы молодые, ознакомившись с сим творением.
Пэйдж в конце 80-х выдал добротнейший ритм-энд-блюз и притом не "а ля"
и не "псевдо", а чистейшей пробы в его логическом генезисе на
сегодняшний день (с учётом 20-летнего совершенствования техники как звукозаписи,
так и исполнения), практически без уступок в сторону коммерцизации и
украшательства. При этом следует отметить, что "деда ритм-энд-блюз" в
интерпретации Джимми оказался достаточно современен. Его с одинаковым успехом
примут и юные металлисты, и нынешние т.н. "традиционщики", причем
отнюдь не за счет авторитета экс-ЗЕППЕЛИНА, а именно вследствие "силы
искусства" (гармоничного сочетания элементов сегодняшнего хард- и где-то
даже хэви-рока с традиционным r&b). Похоже, что дух ЛЕД ЗЕППЕЛИН (да и не только
их, но и прочих "покойников", бывших людьми в конце 60-х) возродился,
сохраненный именно Джимми Пэйджем (на фоне его последней работы заметно тускнеют
помпезные лакировки Планта).
Стилистику альбома, на мой взгляд, подчеркивает состав команды, участвовавшей в
записи: ветеран блюзовой сцены Крис Фарлоу, "универсальный" вокалист
Джон Майлз, бас-гитарист Тони Франклин..., а Плант и младший Бонэм, по видимому,
ещё призваны и для того, чтобы лишний раз связать этот проект с тенью СВИНЦОВОГО
ТИТАНА, намекнув на возможную реанимацию. Так или иначе, но группа
укомплектована весьма удачно - импонирует ещё и то, что нет здесь дежурного
набора "всех звёзд",так полюбившегося теперь иным монстрам.
В композиционном отношении "Outrider" - это как бы две стороны одной
медали: лицевая (А) - "ритм", переворачиваем ("энд") на
обратную (В) - "блюз", что дополнительно оттеняется различными
вокалистами. О том, как, кто там играет и поет, расписывать смысла нет
(восточная пословица гласит: сколько не повторяй "рахат" (сахар (плох.
узбек.))- слаще не будет), т.е. нужно это слышать - хотя следует отметить, что
Джасон пошел в папу-Бонэма (мир праху его).
Вообще альбом Пэйджа очень динамичен, эмоционален и, что самое главное, сделан
от души, есть в нем "искра божья", то, что отличает истинное
произведение искусства от технически совершенной, но холодной подделки
мастерового. Достаточно сказать, что одна из лучших вещей альбома, "prison
blue", была сделана и записана буквально в считанные часы, практически с
ходу.
Да, что ни говори, а у стариков ещё осталось кое-что и в субпродуктах помимо
рефлекторно отточенной механики игры на различных инструментах, что лишний раз
подтвердил Джимми Пэйдж своим "Аутрайдером"... вот только это все
равно реликт в современном мире и, отдав ему должное в виде восторгов по поводу
того, что, мол, "жив курилка!", лучше зададимся вопросом "что
впереди?" (В. Белов "Все впереди") - раз уж народ заоглядывался в
прошлое и нафталиновый душок ему в "кайф", то не говорит ли это об
очередном кризисе рока? (Что там будет - увидим, но хочется кризиса, т.к. все
они сменяются подъемами. Цветущая экономика другой стороны тому пример.)
(7 из 10)
Н. Е. Смирнов
TALKING HEADS - "Naked" (EMI)
"Менять воду жизни..."
Очередная заявка Дэвида Берна и его коллег оказалась на удивление интересной и
свежей на восприятие, что довольно трудно было ожидать от группы, пережившей
свой звёздный час. Но видать рано списывать её со счетов. Симпатичная шимпанзе с
цветком в лапе, взирающая с альбомного конверта, - уже своего рода
предупреждение о неординарности содержимого. И действительно, с первого же
номера ("blind" - "Слепой") начинается окутывание ритмами:
карибскими, латиноамериканскими, африканскими и ещё бог знает какими, скупыми и
лаконичными, рассыпчатыми и мелкими, призванными скрепить собой конструкции всех
песен. Добавленные в нескольких номерах духовые (аранжировка саксофониста Ленни
Пикетта) прекрасно сочетаются с этими полиритмами. Вообще подбор приглашенных
музыкантов оставляет чувство недоумения - непозволительная роскошь, например,
пригласить и использовать того же Джонни Марра (бывшего гитариста группы СМИТС)
в столь малых количествах. Но ТОКИНГ ХЭДС, видимо, виднее.
Музыкальная стилистика выдержана и соответствует набору применяемых инстументов
- рэггей, салса а ля Кид Креол, остатки "нью уэйв", причем Стив
Лиллиуайт, со-продюсер этого альбома, тщательно контролирует это соответствие.
Тематически альбом довольно разнопланов (что всегда было свойственно текстам
Берна), но основной мотив вырисовывается отчетливо: взаимоотношения цивилизации
и природы, людей и животных. Идея о "природном начале" человека
проносится через несколько номеров и закрепляется в "Facts of
Life":
Когда-нибудь мы будем жить на Венере
И станем гулять по Марсу
Но мы по-прежнему будем обезьянами
Там, глубоко внутри...
Разбирать подобные эскурсы в психологию человека, совершенные со знанием дела,
столь же интересно и занимательно, как решать сложную шахматную задачу, если же
её задают ТОКИНГ ХЭДС, то это интересней вдвойне.
(7 из 10)
П. Мишин
ROCK IN SOVIET
ТЕЛЕВИЗОР - Сыт по горло
КИНО - Мама Анархия
ЦЕНТР - Пережитки
ТЕЛЕВИЗОР - Отечество Иллюзий
КИНО - Электричка
ОБЛАЧНЫЙ КРАЙ - Ультра-шизоидный прорыв
ДК - Молодёжный клуб
ДК - Вермут мутно-розовый
ДК - Посмотри на себя и как ты живешь
ДК - Честно
КАЛИНОВ МОСТ - Ранним утром
Вот ещё одно доказательство возрастания интереса на Западе к нашей стране, к её
культуре, частью которой несомненно является рок-музыка. Пластинка, выпущенная
во Франции фирмой "Антенна" и носящая непритязательное название
"Рок ин Совьет" - это всего-навсего сборник нескольких наших
рок-групп. Я не думаю, что эта пластинка произведет там фурор (в силу как причин
технических, так и творческих), но - будем надеяться - поколеблет убеждение
тамошних спецов о том, что наш рок ограничивается АВТОГРАФОМ и Стасом Наминым.
Удивляет, однако, подход к выбору материала: такое впечатление, что при этом
учитывались симпатии кого-то одного. Иначе чем объяснить, что почти вся вторая
сторона отдана ДК, что прекрасный номер КАЛИНОВА МОСТА оказался урезан, а
Ленинград представлен лишь ТЕЛЕВИЗОРОМ и КИНО, причем двумя вещами каждый.
Правда, наш местный патриотизм был вполне удовлетворен включением
"Ультра-шизоидного порыва", но, как говорится, не за себя, за державу
обидно... Ну а оценивать приходится по нашим меркам, закрывая глаза на
техническую сторону.
(5 из 10)
П. Мишин
|