Инкубатор с Британских островов
К несколько иному смешению вели работы английских музыкантов. Оставим в стороне
коллектив Джона Майелла (род. в 1933, его БЛЮЗ БРЕЙКЕРC возникли в 1963) и певца
и органиста Джорджи Фэйма (род в 1943) и взглянем на состав группы органиста
Грэхема Бонда 1963 года. Его можно читать как малую энциклопедию британского
ритм-энд-блюза. Бас-гитару здесь обслуживал Джек Брюс (род.1943), ударные -
Джинджер Бейкер (1939), немного погодя с соло-гитарой пришел Джон МакЛохлин
(1942), eгo потом сменил альт-саксофонист Дик Хекстолл-Смит (1934); после ухода
Бейкера за барабаны сел Джон Хайсмен (1944). Брюс и Бейкер вместе с гитаристом
Эриком Клэптоном (1942) создали в 1966 году трио КРИМ,настоящие сливки тогдашней
рок-виртуозности. Пространные импровизационные соло, демонстрируемые на
концертных выступлениях, были тогда самым выразительным свидетельством джазовых
устремлений английских блюзовых музыкантов. Бейкер даже ввязался в журнальную
полемику с джазовыми барабанщиками на предмет того, кто из них обладает большим
искусством. Дик Хекстолл-Смит и Джон Хайсмен организовали в 1968 году группу
COLOSSEUM, которая существовала три года и принадлежала к числу лучших образцов
британского смешения рока, джаза и блюза. В 70-е годы Хайсмен продолжал в том же
духе сначала в составе группы TEMPEST, а потом COLOSSEUM II.
На "Братислсвской Лире - 68" мы слышали пианиста и органиста Брайена
Оджера (1939). Ещё в 1964 году "Мелоди Мейкер" назвал его самой
большой надеждой британского джаза, но спустя год в его группе STEAMPACKET (с
1966 - TRINITY) уже слышится всё тот же интермузыкальный коктейль. Наибольших
успехов Оджер вновь добился в период 1968-70 с певицей Джулией Дрисколл. Почти
всюду над ритмикой, которая сама близка року, возвышаются здесь джазовые или по
меньшей мере джазом навеянные соло; порой гитара загудит обратной связью, иногда
нас обдаст предвестием таинственных, пропитанных
загадочной мистикой настроений. Их более полного применения, включая гораздо
обильное использование электроники, усиление динамики и освоение больших
пространств, пришлось дожидаться пока не вышла 3-я долгоиграющая пластинка
группы "Soft Machine". Но это уже год 1970-й, и мир уже знаком с
"Bitches Brew" Дэвиса. Но английская блюзовая сцена помогла его
реализации по крайней мере двумя музыкантами, Джоном МакЛохлином и басистом
Дэйвом Холландом.
На другой стороне Атлантики
В Америке ситуация выглядела несколько иначе. И здесь первые шаги смешивания
проходят через белый блюз. В БЛЮЗ БЭНД певца и исполнителя на губной гармонике
Пола Баттерфилда (1941) начинал в 1965 году гитарист Майк Блумфилд (1915-198 ),
который спустя два года организовал собственную группу ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ФЛАГ. В
1967 году он отмечал с ней успех на монтерейском фестивале. Органист Эл Купер
(1944) и гитарист Стив Катц, в свою очередь, встали в 1964 году у колыбели
группы БЛЮЗ ПРОДЖЕКТ. Спустя четыре года они организовали ещё один известный
коллектив этой стилевой волны, КРОВЬ ПОТ И СЛЕЗЫ (Купер, правда, сразу же
покинул его после записи первой пластинки). Участники КПС так же, как и
организованной в том же году группы ЧИКАГО, выбрали несколько иной рецепт,
нежели английские исполнители блюза. К рок-ритмике они добавили секцию медных
инструментов, составленную в основном из музыкантов с практикой в джазовых
биг-бэндах, с аранжировками, отвечавшими вкусу тогдашнего соула. Обе группы
собирали золотые пластинки, а критики и слушатели рассыпались в любезностях:
однако время обошлось с ними довольно безжалостно. Несмотря на бесспорное
техническое мастерство, их музыка сегодня изрядно выдохлась. Некоторые песни
КРОВЬ ПОТ И СЛЕЗЫ - главным образом, из их первого альбома - слушаются приятно и
по сей день, что конечно не мало, но в целом оказалось, что слияние обеих
областей получилось ещё незрелым и неорганичным. Возможность иметь группу медных
и аранжировать для неё была тогда для рок-музыкантов такой новой, что в
очаровании её звучанием они несколько забывали о своей собственной музыке. Но из
брожения вокруг КПС вынырнул трубач Рэнди Брокер (1945), который вместе со своим
братом, саксофонистом Майком (1949) принадлежит к самым лучшим, а сегодня и
самым опытным духовикам джаз-рока. Однако, в звучание, которое должно стать
характерным для 70-х годов, самый большой вклад внес негритянский гитарист Джими
Хендрикс (1942-1970).
Журнал "Ньюсуик" писал о нем, что "свою гитару он полюбил с
одержимостью и изобретательностью Казановы"; оба этих качества глубоко
повлияли на его современников и последователей. Электрогитара в джазе
использовалась уже с конца 30-х годов. Но усиление служило лишь для того, чтобы
было лучше слышно инструмент, на котором играли по сути так же, как и на гитаре
акустической. Хендрикс был из числа тех, кто сделал из неё совершенно новый
инструмент. Обратные связи, искажения звуков, педаль "уа-уа" и другие
технические приставки у него перестали выглядеть как мелкие косметические
отделки. В них переселилась сама сущность музыки. Кроме того, его трио, в
котором к гитаре добавлялись лишь бас-гитара и ударные, звучало как монолитное
целое: в окончательном варианте принимали участие все инструменты, разделение на
сопровождение и мелодию исчезало. Хендриксовская звуковая фантазия вплотную
приблизилась к тому, что - с более богатым техническим оснащением - принесли
лишь группы 70-х годов. Его выступление на первом поп-Фестивале в Монтерее
(1967) и в Вудстоке (1969) слушателей покорило: его электрическое
"истребление" американского гимна в Вудстоке стало символом
эпохи.
В сентябре Джил Эванс подготовил аранжировки хендркксовских композиций для
"лонгплэя", на котором гитаристу должен был подыгрывать большой
оркестр - подобно тому, как это было десять лет назад при сотрудничестве Эванса
с Майлсом Дэвисом на "Испанских набросках". Хендрикс умер за несколько
дней до записи; аранжировки же надо было переписывать, а записи выпускать без
участия Хендрйкса. Возможно, что джаз и рок лишились одной исторической
пластинки; ее, однако, уже между тем записал - с использованием ряда
хендриксовских инициатив - давний партнёр Эванса Майлс Дэвис.
пер. с чешского Любомир Доружка.
продолжение следует
|