РИГА ИН РОК
часть 2
Из Архангельска улетал с тяжелым чувством - в который раз наши местные группы
останутся для меня загадкой и предстоящий фестиваль пройдет без меня. Поэтому,
прилетев вечером 2 апреля в Ригу, известие о проходящем в это время концерте
групп рижского рок-клуба воспринял как попытку моей судьбы реабилитироваться
передо мной.
В небольшой зал проектного института "Латгипрострой" (самая популярная
площадка рок-клуба) прошел свободно. Никто не потребовал у меня билета, никто
ничего не спросил, а отсутствие хоть какого-то скопления публики у входа вообще
вызывало подозрение. Но зал был полон. Концерт шел уже около двух часов и на
сцене работала уже 4-я группа - ОТКЛОНЕНИЕ ОТ....
Как ни странно, но они мне понравились сразу же, с порога. Ребята играли
хлестко, цепко и эмоционально. Правда, на мой взгляд, тут не обошлось без
влияния АЛИСЫ и КИНО. Но нет ничего предубедительного в том, чтобы находиться
под влиянием влиянием хороших музыкантов. Тем более, что тексты показались мне
достаточно зрелыми и самостоятельными, хотя и досталось на мою долю только 4
песни.
Вслед за первыми впечатлениями возник вопрос - почему такое отличное качество
звука? Ведь я слышал каждое слово! Неужели мы так здорово отстаем от
Риги?
С тем и приветствую рижских "вождей": Андрея Яхимовича, Игоря
Детковского, Юру Городянского. На вопрос о звуке они отвечают, что "сегодня
ещё не очень хорошо". (Нет, ну вы подумайте!) И я чувствую, что это не
кокетство. Но их волнует другое.
Ю. Городянский (член совета, барабанщик ЦЕМЕНТА): "Ты посмотри на публику.
Ей же все равно, её ничем не расшевелить. ДДТ приедет - она также будет молча
сидеть. НИКОЛАЙ КОПЕРНИК приезжал Москвы, звучание было как на пластинке - та же
реакция. Это с тех пор, как разрешили петь все, что хочешь, - трудно чем-нибудь
удивить. И у вас будет то же самое, когда спадет ажиотаж".
И. Детковский (член совета, связи, звукозапись): "Концерты у нас регулярны.
Раз в месяц - обязательно. 4 - 5 групп в одном концерте, поэтому шума вокруг
этого нет. Сегодня были:
РУССЕ ("Ржавчина") - металл
КАРТ-БЛАНШ - панк-рок
УИКЕНД - бит
ОТКЛОНЕНИЕ ОТ... - ленинградский стиль
ТВИН ("Так вам и надо") - металл.
Выступление последних я слушал. У меня до сих пор звучит в ушах их хит, в
котором есть такие слова:
"Я живу в стране Советской.
Я живу, как я хочу.
Даже за большие деньги
Никуда не улечу!"
Концерт заканчивается. Несколько фэнов дружно помогают собирать аппаратуру и
грузить её в машину. Кстати, аппарат, так качественно обеспечивший концерт,
принадлежит рижскому... АУТОДАФЕ. Когда я узнал об этом, то почему-то сразу
представил выражение лица Леши Булыгина, будь он на этом концерте. Нам бы для
клуба подобный аппарат, а тут хозяин - группа рок-клуба. Беседую с Валерой
Заверженцем, лидером АУТОДАФЕ, и с Димой Федотовым из ПИЛИГРИМА. Рассказываю о
наших делах, о "Сожжении" по-архангелогородски, о варианте совместного
"сожжения" - в один день, на одной сцене. Предложение встречается с
улыбкой (Это было бы здорово!) и интересом. Что ж, если есть контакт - должен
быть и контракт!
* * *
МУ-У!!
- ПРОСТИТЕ, ЧТО ЭТО ЗА ЗВУКИ?
- КАК ВАМ HE СТЫДНО?! ЭТО - ЗВУКИ МУ!
Я не боюсь эмоций, я не боюсь говорить взахлеб, но такого я ещё не видел, даже
на видео! Да куда там видео до Петра Мамонова, хотя по сути оно и создано для
него.
Есть такое определение - Театр Одного Актера, так вот это был его театр!
Магнитофонные записи абсолютно не дают представления о Мамонове и его группе, а
порой просто вызывают недоумение - одна из самых популярных московских групп?!
Да!!!
Их концерт - это спектакль, который развивается по следующему сценарию
воздействия на тех, кто в зале, тех, кто пришел слушать рок: удивление,
недоумение, потрясение, шок, экстаз, кайф, "бис", опять
"бис", жалость расставания. Лично на себе испытал.
Если бы участники группы и её лидер были много моложе, а одеты более вызывающе,
то я назвал бы это КРУТОЙ ПАНК, где музыка как таковая играет второстепенную
роль. На переднем плане П. Мамонов с гитарой. Его и гитаристом назвать нельзя,
но гитара ему просто необходима, чтобы получилось то, что называется
"законченный образ". Боюсь обидеть группу, которая теперь в моей
"десятке самых-самых", но все это я определил бы как: конвульсивный
рок, параноик-рок, шизофреник-рок, эпилептик-рок, и, наконец, алкоголик-рок. Со
всеми необходимыми атрибутами: брызгами пота и слюней, падучей лихоманкой,
судорогами, идиотскими улыбками, позами и местами. Вы только послушайте,что при
этом Петя ещё говорит: "У нас сегодня вечер самодеятельной джазовой
песни". "У нас все песни о любви!"
А музыка? Тут и традиция, и волна, и рэггей, и ещё что-то... Тексты? Логичные и
нелогичные, понятные нам ... или им. При всем этом козырным тузом остается Петр
Мамонов. Я бы сказал, артист оригинального жанра! Лучше всех ему
"подыгрывал" барабанщик, остальным "стёба" хватало не
всегда. И представьте, это завораживает, приковывает внимание. Каждый новый
"финт" Мамонова абсолютно непредсказуем. Что он хочет сказать этим? А
вот идите и сами посмотрите! Поймете ли, не поймете ли, но не пожалеете!
Мы часто и заслуженно упрекаем Москву в засилье дешевого попса, но теперь я
точно знаю: там есть одна крутая-крутая команда. ЗВУКИ МУ называется.
А. МЕЗЕНЦЕВ
* * *
Сентябрьский номер английского музыкального еженедельника "Мелоди
Мейкер" поведал следующее: "Ю ТУ, ИНКС и Симпл Майндс - среди тех
исполнителей, которые попали на лонгплэй "Greenpeace - breakthrough",
двойной альбом, выпускаемый
советской фирмой "Мелодия Рекордс". Это первое большое пластиночное
издание западной рок-музыки в СССР, где многие международные исполнители все ещё
неизвестны. "Мелодия" планирует отпечатать и распродать 5 миллионов
экземпляров. Доходы от продажи пластинки, которая выйдет в январе, будут
поделены между организацией "Гринпис" и Международным Фондом за
выживание человечества".
|