..?! Не может быть,- сказал бы любитель лет пять назад. Но теперь не принято
удивляться таким вещам. Даже тому, что у входа в "Динамо" человек 15
бубнило: "Возьмите хоть за трояк..." - предлагали 6-рублёвые билеты,
нахапанные в расчете перепродать подороже. Пролетели, жулики! Хотя - если бы
знал, что там внутри будет происходить - не пожалел бы и четверного за билет. Я
не поклонник Мэтени: то, что делает ECM во главе с Манфредом Эйхером - процесс
рафинирования джаза и фьюжна - убивает искусство. ЕСМ-овские пластинки последних
лет идеально записаны, безупречны по композиции, материал вроде бы
самый-самый... Но жизни всё меньше; правда Мэтени + Колман SONIC X очень хорошо,
но это исключение, а не правило.
Ого! Внутри киловатт 20 "Динаккорда". Это не дохлый
"спарринговский" киловатт, это ЗВУК! Возятся техники. Огромная стойка
с процессорами и пультами на сцене, в зале - звукоинженер. Домашнего вида
молодая мисс настраивает одну за другой гитары. Их больше дюжины - GIBSON,
OVATION, IBANEZ... Это настораживает: неужели будут ломать инструменты в ходе
концерта аки пресветлой памяти Джими? Полсцены занимают разносортные перкашн:
вибрафоны, бонги, конги, колокольчики. Если музыкантов, как на пластинках,
четверо, то кому на всем этом играть?
Впрочем, это их забота. А вот и госконцертовец в костюме и галстуке: мол, один
из виднейших джазменов мира наряду с Дависом, Корна и Шортером. Мол, достижения
техники, синтезаторы. Мол, Лайя Мейс играет на синклавире, а мы тут лет разве
что через десять врубимся, что это за штука. И вообще - это будет уникальный
трёхчасовой музспектакль. Ушел.
В темноте засветились табло и ЛЕД`ы приборов и аппаратов ,журчащий электрический
звук нарастал, и из-за кулис появился Мэтени в полосатом свитере с гитарой, на
которой он и производил журчание. Соло сошло на нет, и в паузе по углам зала
раздалась барабанная дробь. По проходам бодро пошли музыканты с барабанами и
тарелками на шеях: клавишник, басист, барабанщик и двое ребят бразильской
внешности - как оказалось, гора перкуссии была в их распоряжении. Расселись по
местам - и начали. Мэтени поставил акустик-гитару на специальную подставку и
заиграл аккордовое соло в испанском духе, после соло подхватил висящий на
"Лес Пол" и завернул что-то в манере Эрика Гейла. Всё красиво, чётко,
плавно. Ни одного заметного зрителю сбоя. В первые полчаса "вводили в курс
дела", потихоньку усложняя материал. И вот - уровень, когда восприятие идёт
с напряжением. Ничего "крутого" - просто звуковая масса становится
трудноохватываемой. Люблю такие поединки исполнителя с потребителем: вот уже
заскрипели кресла, потянулись к выходу "случайные".
Л. Мэйс - один из самых "крепких" клавишников вообще. Пластинки дают
это понять, но живое исполнение окончательно укрепляет моё мнение о нем. Он
именно "клавишник", а не "пианист" или "органист":
идеально подобраны тембровка, атака, баланс самых разных и сложных синтезаторов.
Возможно, Кориа "переиграл" бы его на электропиано, Джаррет - на
рояле, но в комплексе с умным звучанием Мэтени его старый сподвижник Мэйс силен
как никто.
Самое удивившее меня явление - при всей громкости и давлении звука отчётливо
слышны возгласы фанов, вздохи скучающих соседей - видимо, это признак качества
аппаратуры.
Молодец! После тяжелейшей импровизации, поддержанной клавишами, затянул
"This is not America" (в связи с отсутствием Дэвида Боуи - в
инструментальном варианте). Оставшиеся в зале готовы прослезиться от умиления.
Покачиваю ногой...
А перкуссисты, оказалось, здорово играют на трубах. Даже жалко, что всего в
одной вещи. Но дело уже к концу. Человек 300 фанов у сцены требуют бисов и
автографов. Пат прорывает кому-то авторучкой открытку, хватает гитару и коротким
виртуозным всплеском ставит точку. Пора выбираться наружу.
После дождя свежо, после концерта грустно: нечасто мы у себя дома соприкасаемся
с Фирмой. Ей-богу, уместно этим словом обозвать произошедшее. Ленинградцы
рассказывают, что у них Мэтени увезли в кабак на сейшн, он там блестяще играл
традицию. Налетевшие "леваки" заскучали: контакт не вышел? Пригласите
Фреда Фрита, он им задаст! Впрочем, это уже Госконцерту. И еще - прекратите
слухи о приезде Майлса Дэвиса! Он теперь любит деньги и почет, а у нас пока
государство не в состоянии этим его обеспечить. Даже Мэтени приехал на
полуфилантропических началах, за что спасибо ему и его команде: встряхнули нас,
грешных.
А. Коломыйцев
|